khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

учебник истории,

относительно которого идут такие дебаты, и вправду страдает одним методологическим изъяном. Но у нас его почему-то трактуют весьма странно.
Действительно, нелепы претензии к авторам в связи с тем, что они упоминают об этнической принадлежности тех или иных фигурантов или даже подсчитывают "национальный состав" - для постороннего читателя это вообще головоломная загадка, п.ч. везде, кроме России, национальность просто синоним гражданства, а именование РФ многонациональным государством равноценно диагнозу шизофрении.
На самом деле интересно и познавательно знать кто и откуда происходит, какие у него корни, вероисповедание, обычаи и т.д., но еще важнее четкое понимание и артикуляция - возможно многократная - что для целого ряда этнических групп участие в политике, и даже шире, - В ИСТОРИИ - есть уже выход из этих групп. Можно сказать, первый шаг от собственной этноконфессиональной принадлежности, лежащей вне истории, в большую историю.
И в первую очередь это относится к евреям.
Конечно, Гретц, а позднее Дубнов, написали томы своих историй, взяв за образец труды европейских коллег и преобразовав легенды Агады и статичное существование разрозненных групп, говоривших на разных языках, имевших различное подданство и связанных лишь общей религией, в стройный нарратив, не имевший, однако, прямого отношения к реальности, но это никак не отменяет того факта, что последние 2000 лет еврейство было синонимом иудейства в его талмудической редакции, а весь оборот жизни вращался вокруг исполнения религиозных предписаний и жизни конкретной общины. А эта община была лишь одним из объектов в истории других народов, в среде которых она существовала.
Еврейское просвещение, связанное с европейским просвещением - Хаскала - процессы модернизации, революционное движение и прочие аналогичные процессы не столько вовлекли евреев в общеевропейские процессы сколько создали тот еврейский тип, который во всем мире называется self hating jew. И не так важно, что в послевоенное время он получил отчасти противоположное содержание. Существенно, что в истории России важнейшую роль играл именно этот тип, яростно ненавидевший религию,правила, обычаи и жизнь в рассеянии, существовавшие сотни лет. Стержнем всех действий этого слоя людей являлось не еврейство, как таковое, а его отвержение, осмеяние, преодоление- «традиционная еврейская жизнь – это собачья жизнь, не вызывающая ничего, кроме отвращения» (Давид Фришман)
И почему-то именно этот, в сущности, совершенно антиеврейский персонаж - смесь революционера-боевика, атеиста, колонизатора, солдата и предпринимателя - интернационалиста или националиста - в зависимости от собственного выбора-выступает ответственным за какие-то этнические представительства в тех или иных государственных учреждениях.
Во всяком случае упоминать о наличии такой двойственной оценки совершенно необходимо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments