khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

дальше

Птицы и Цветы


Чем же была византийская Никея? Это удивительно трудный вопрос. Пишут, что она была « богата и многолюдна», но у нас нет никаких данных о ее населении. Она была знаменита красотой и правильностью своих строений, но от большинства из них не осталось и следа. Она была столицей «фемы» (военный район) Опсикий и в ней располагался штаб шеститысячной армейской группировки. Там же находились колонии мусульманских и еврейских купцов. Там производились шелк и опиум, а ракообразные озера Асканио высоко ценились, как лечебное средство от паралича. Небесным покровителем города был святой Трифон, чья церковь располагалась неподалеку от Константинопольских ворот и привлекала толпы паломников, которые собирались ежегодно, привлеченные несвоевременным чудесным цветением лилий. С одной стороны Никея была и остается замечательным местом. В отличие от большинства городов византийской Анатолии, она сохранила широкие очертания античного города. Улицы идут с севера на юг и с востока на запад согласно строгому линейному плану Гипподамиана без наложения бессистемной средневековой путаницы, напоминающей детские каракули на строго разграфленной бумаге. Философ и ученый тринадцатого века Никифор Влеммид (Blemmydes) выделял Никею, как «город широких улиц, заполненных народом, хорошо укрепленный, гордый своим содержанием». Когда Влеммид писал эти слова, Никея была столицей империи. Теперь это город роз, жимолости и тополей, без притязаний на величие и особое значение. Сыграв свою роль в истории, он повернулся к ней спиной и впал в сладкую дремоту, хотя в его стенах и воротах, в его разрушенных церквах и в правильном расположении важнейших улиц можно разглядеть по крайней мере призрак города, описанного Влеммидом. Город до сих пор гордится собой: общительный, бородатый старик, встреченный нами рядом с Nilufer Hatun Imaret, заметил: «Изник мал, но прекрасен», лозунг местного муниципалитета таков: «Чистый город, зеленый город».
В качестве талисмана, они могли бы выбрать аиста. Аисты повсюду в Изнике. Передвигаясь над городом, нимало не опасаясь его обитателей, прокладывая путь среди капителей и саркофагов в садах Изникского Археологического музея, они услужливо позируют фотографам, широко расправив крылья. Они подвергают дискриминации всех прочих птиц, привычно оккупировав все наиболее старые и интересные с архитектурной точки зрения здания. Обезглавленные минареты и ранние оттоманские купола заняты огромными, бесформенными тюрбанами их гнезд.
Как и в большинстве старых Анатолийских городов, низкие, еле живые дома, тянущиеся вдоль боковых улиц, изумительно раскрашены. В одном квартале встречаются одновременно аквамариновые, переливчато-голубые, желто-зеленые, светло-розовые, ржаво-красные, лиловые и цвета яркой охры дома. Это цветовое чутье, заметное в столь многих областях турецкой жизни и культуры, совершенно очевидно связано с любовью к цветам, свойственной туркам. Они выращивают их всюду и во всем, что попадется под руку. Если нет сада – подходит кастрюля. Не найти кастрюлю – годится пустая банка из-под масла. Прогуливаясь по прямой улице, идущей от озера к воротам Лефке, я заметил четырехэтажное жилое здание, почти исчезнувшее под изысканными драпировками в стиле арт-нуво, образованными вьющимися розовыми цветами. Из горшков буквально изливалась пурпурная фуксия, двери были окружены гроздьями оранжевых лилий, и даже автобусная остановка была окружена ухоженным розовым садиков, под защитою стриженой изгороди.
Турецкое пристрастие к цветам наиболее полно выразило себя в шестнадцатом веке, когда в Изнике возникло более трехсот мастерских, производивших прекрасную керамику (большей частью поливные изразцы), ныне известную под именем Изникского фаянса. Среди мотивов этих изделий виноградные гроздья, светильники, кипарисы, птицы и выполненные в китайском вкусе облака, но излюбленной темой все же являются цветы и, хотя формы и стилизованы, их всегда можно опознать. Алые гвоздики или тюльпаны, гиацинты или цвет айвы располагаются в причудливых сочетаниях голубого, бирюзового, зеленого, белого и ярко красного цветов.

- 23 –

Именно добавление бьющего в глаза красного, что характерно для Изника, сделало возможным столь достоверное изображение всевозможных цветов. В результате, любой интерьер, украшенный Изникскими изразцами, будь то мечеть, дворец или гробница, приобретал образ райских кущ. Гробница четвертого века христианской эры, расположенная к северу от города, позволяет предположить, что подобное производство имеет долгую историю в окрестностях Никеи – Изника.
Окруженная фруктовыми садами и тополями гробница высечена на склоне холма, обращенном к городу и озеру. Простой вогнутый свод потолка расписан и напоминает беседку. Он покрыт узором, похожим на решетку, с расположенными в определенном порядке листьями и цветами. Боковые стены украшены панелями, на которых пышные побеги листвы поддерживают корзины с фруктами и сидящими на них птицами. По прошествии шестнадцати столетий краски (в основном красные, зеленые и желтые) до сих пор свежи, а в одной из птиц безошибочно узнается куропатка. Между решеткой потолка и стеновыми панелями расположен неожиданно современный и игривый абстрактный фриз, который, глядя с выигрышной точки от двери, воспринимается, благодаря обману зрения, как отраженные лучи. В дальней части стены изображены два павлина, расположенные друг против друга на фоне высоких красных цветов. Большой участок фрески между павлинами утрачен, но очевидно там была изображена ваза. Каждая из птиц протягивает вперед одну лапу, как будто для того, чтобы схватить ручки невидимой вазы. Это мотив восточного, возможно персидского, происхождения.
Павлины, клюющие ягоды или пьющие из фонтанов, обнаруживаются в церквах, построенных почти на тысячу лет позднее, и это является лишь частично выражением эстетического предпочтения из-за сходства в переливчатости оперения и мозаик, - павлин также являлся символом вечной жизни. И все же, говоря о живописном саде покрытой изразцами оттоманской гробницы, следует заметить, что ничего из ее украшений не говорит исключительно о религии или смерти. Будь она немного больше по размерам, вполне могла бы служить комнатой, где близкие приятели собирались за дружеской пирушкой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments