khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

по просьбе читателя

СТАМБУЛ


Прибытие

В самолете Париж – Стамбул, летевшем на восток поверх густых слоев облаков, мне вспомнилось, что прошло почти тридцать лет с того момента, как я впервые услышал о Византии. Это случилось в душный и скучный школьный полдень. Я читал сжатый очерк истории Римской империи и был изумлен, узнав, что империя, сохранившая самоназвание Римской, со столицей в Константинополе, просуществовала до невозможно поздней даты 1453 года. Вскоре я узнал, что кое в чем у этой империи была очень дурная репутация. Само имя было синонимом застоя и упадка. Тогда же мне показалось маловероятным, что цивилизация может «загнивать» более тысячи лет. Такая живучесть, по крайней мере, предполагала в народе и культуре наличие колоссальных резервов энергии и упорства. Мое любопытство росло. Часы, проведенные в гулкой ротонде Манчестерской центральной библиотеки, познакомили меня с искусством и архитектурой Византии. Я увидел не «декаданс», а бесподобное слияние духовной утонченности и избыточной вещественной роскоши. Нечто величественное и таинственное, в чем-то отталкивающее и оклеветанное, но в любом случае ждущее моего понимания и приязни.
В 60-е годы, бывая в Греции, я выискивал Византийские памятники – монастыри Дафни и Оссиос Лукас, крепость Монемвасию и разрушенный город Мистра, красные крыши церквей которого теснились в зелени кипарисов, придавленные чудовищной массой Тайгетских гор.
В Университете Бирмингема меня поддержал профессор Энтони Брайер (Anthony Brayer), невысокого роста румяный джентльмен, чьи воротнички и галстуки постоянно находились в состоянии невообразимого хаоса. Мне это казалось даже романтичным, так как подчеркивало его энтузиазм по отношению к предмету исследований и бурное негодование в связи с малейшей попыткой посягательства извне. Я принялся за дело с не меньшим задором, а он отвечал добротой и симпатией на мою длиннющую поэму « Падение 1453 », хотя и не отказал себе в том, чтобы отметить кое-какие огрехи.
Именно благодаря магии имени профессора Байера среди коллег – византинистов, мне удалось увидеть высоко в горах Трудоса на Кипре фрески Лагудеры, когда они еще находились в состоянии реставрации. Забравшись на строительные леса, я буквально, лицом к лицу, приблизился к ангелам, святым и придворным Византии. Я помню череду дев с обетными свечами в руках. Утрата пигмента привела к тому, что сами свечи превратились в грязные пятна или совсем исчезли, но руки, лики и широкие одеяния синего и алого цветов оставались столь же чистыми, как и почти восемь столетий назад во времена Комнинов.
В 1968 году я побывал в самом Константинополе, путешествуя из конца в конец Европы по железной дороге, что было тем медленнее, чем ближе приближался я к конечной цели. Временами состав почти застывал в какой-нибудь безвестной долине, прорезанной широкой и мутной рекой, где взгляд останавливался лишь на бескрайних полях подсолнухов, как по команде в закатное время поворачивавших головы на запад. Я с трудом сдерживал нетерпение, пока поезд, петляя, как сумасшедший, тащился по безлюдной провинции восточной Фракии, но первый же взгляд на огромные наземные стены великого города, спускающиеся к берегу Мраморного моря, полностью искупил все невзгоды странствия. Я приехал в то место, которое император Михаил VIII Палеолог называл «Акрополем Вселенной».
Теперь, почти двадцать лет спустя, изменился не только способ передвижения. Цель моего пути лежала далеко от Стамбула. Из-за дорожной усталости я рассчитывал уехать из города на другой день и тронуться в пятинедельное путешествие, которое должно было привести меня из Яловы на южном берегу Мраморного моря в Каппадокию, в самое сердце Анатолийского плато.



- 6 –

Самолет стремительно нырнул сквозь облака. Неприветливая морская панорама прошла перед глазами, и через несколько минут мы приземлились.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments