khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

недоумение

когда-то, очень давно, я с бабушкой несколько месяцев почти ежедневно читал Жития Святых. Происходило это не по причине какого-то особенного семейного благочестия, но потому, что изучив от корки до корки замечательную книжку Николая Куна "Мифы и легенды древней Греции, я естественно задался вопросом отчего в христианстве ничего такого интересного не происходит, никто не дерется,не влюбляется и т.д. Чтобы опровергнуть детское вольнодумство, мы начали по очереди читать избранные агиографии, но конечно вскоре меня опять потянуло на "Тайну острова Бэк-кап" или "Старую крепость", хотя некоторые сюжеты навсегда запали в душу.
Один из них история эмесского юродивого Симеона (память 21 июля ст.ст.), который как раз отличался тем, что пародировал дьякона, размахивая связкой колбас, врывался в женские бани, якшался с проститутками,бил посуду, кидался в церкви орехами в прихожан, дал по уху священнику и т.д и т.п.
В детстве я использовал этот пример в диалоге со взрослыми с прагматической целью для оправдания собственного непотребства, но сейчас он сразу же пришел в голову, когда развернулась история с выставкой "Запретное искусство", относительно которой был вынесен очень странный приговор. И дело не в прямых аналогиях, относительно которых можно спорить, а в том, что в дискуссиях ни разу не прозвучала отсылка к тому многовековому опыту, который Церковь имеет в этом поле противостояния сакрального и профанного, святого и похабного.
Но и помимо Церкви,ивановы и топоровы, панченко, бахтины, проппы и лотманы и иже с ними адепты тартусской школы и всех прочих университетов, кажется все уши прожужжали о неразрывной связи святости и ее оппонента - похабства, поскольку и то и другое есть выход из привычной рутинной системы координат и фактически не существуют одно без другого, как вершина не существует без соседствующей пропасти. Засыпав пропасть, мы уничтожаем и вершину или переводим ее во всяком случае в разряд обычных явлений. Которые можно защищать и в анекдотическом российском суде, штрафующем за кощунство.
Странен приговор и удивительной реакцией МП, посетовавшей, что штраф маловат!
Если маловат, то есть, очевидно и та сумма, которая адекватна поруганию Бога, который, как известно, поругаем быть не может.
В заключение следует отметить, что все же Св. Симеон Эмесский в своем похабстве знал пределы. В России я слышал о человеке, который взял камень и засветил им прямо в икону Богородицы. Тут уж наверное все эти рассуждения просто разваливаются.
Или нет?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments