khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

больные темы

"общество", якобы существующее в нашей стране, периодически сотрясают различные острые темы. Причем они охватывают его всеобъемлюще, сверху донизу, а отгремев тутже уходят без следа, дав места другим сюжетам.
Сейчас почему-то эта мономания сосредоточилась на рублевской Троице, хранящейся в ГТГ, которую просят передать в Лавру на несколько дней на Троицу 2009 года. Дело, казалось бы совершенно понятное и не терпящее никаких возражений. При наличии гарантий и страховки такая передача вполне возможна и осуществима, когда бы не одно НО.
Нет ли варианта подковерного развития событий, предусматривающего переход "временного" хранения в "постоянное"? Законы РФ вполне допускают такой поворот, так-как предмет, находясь на музейном хранении может быть передан, без смены собственника на постоянное хранение, как тому или иному государственному учреждению, так и частному лицу. Посольства и представительства РФ за границей полны таких картин, числящихся за музеями, но сменивших прописку много лет тому назад. Часть из них утрачена в результате безвозвратно.
Особенно странно звучат соображения о передаче ВСЕХ икон из музеев церкви. Дело в том, что в исторической России такой проблемы не существовало. Иконы хранились в Оружейной Палате, Историческом музее,Румянцевском музее. Со времен Николая I-го существовал Христианский музей при Академии Художеств. В Музее Александра III-го сразу же был открыт отдел христианских древностей. Академики Н.П.Лихачев и Н.П.Кондаков передали свои собрания в музей А.III-го (ГРМ). Иосифо-Волоколамский монастырь по собственной инициативе передал туда же пришедшие в ветхость иконы и пелены. В 1914 году Николай II способствовал передаче туда же икон из Суздальского покровского монастыря. О деятельности в этом отношении епископа Порфирия Успенского можно судить, посетив Киевские музеи. Так что аргументы относительно непременной передачи всех ценностей противоречат исторической правде.
И еще одно личное наблюдение. Небольшой монастырь на, скажем так, окраине России. Запрестольный образ работы одного из самых выдающихся художников ХIХ века. Я помогаю убирать в алтаре перед праздником и вижу, как пожилая монахиня, протирающая все предметы "керосинчиком", смачивает тряпку и встав на лесенку "освежает" холст. На робкие возражения отвечает:-А мы всегда так делаем.
Пришлось говорить с игуменьей, договариваться со своим реставратором, посылать его на две недели туда (довольно далеко), оплачивая дорогу и суточные. Плюс заказать большое небликующее музейное стекло за 500 евро, чтобы защитить икону от будущих "уборок".
Безусловно Троице ничего подобного не грозит, но иметь в виду такую практику следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments