khmelev (khmelev) wrote,
khmelev
khmelev

смерть и хуцпА

Позвонил знакомый журналист с вопросом о личности Березовского. Причем, как всегда у них - быстро-быстро и покороче. Послезавтра надо читать лекцию и все такое. Я, похоже, ужасно его разочаровал, п.ч. сказал, что мне практически нечего ответить на этот вопрос.
- Покойный, очевидно, страдал биполярной депрессией, называемой также МДП, но она скорее имеет отношение к его смерти. А то, что пытаются описывать, как личность, значительно шире, интереснее и таинственнее – Но ты не будешь об этом говорить. Тем более в такой аудитории. (Место планируется новомодное).
- Почему? Чем провокативнее, тем лучше.
- Тогда скажи, что в истории жизни Березовского главную роль играет хуцпА
- Что?
- ХуцпА или ШуцпА. Произносят по разному, но мне представляется, что первый вариант вернее.
- Что это?
- Погляди в интернете…
Через 15 минут повторный звонок.
- Действительно об этом вряд ли можно так в лоб. Обвинят в расизме, антисемитизме и еще Бог знает в чем.
- А вот это напрасно. Даже если просто описать феномен, то можно сослаться на разных авторов. Вполне уважаемых, между прочим. И, что для вас важнее, в Америке это вполне легитимный термин, употребляемый в решениях судов. Алан Дершовиц именно так назвал свою автобиографию http://www.amazon.com/Chutzpah-Alan-M-Dershowitz/dp/0671760890.
И совсем не в негативном смысле. Сошлись на книжку Соломона Лурье «Антисемитизм в древнем мире». Он посвящает этой штуке аж две главы.
http://jhist.org/shoa/anti-02.htm
Еще через 15 минут опять звонок.
-Ты сошел с ума? Ты помнишь названия этих глав?
-Да, но эти авторы просто констатируют факт. И вполне рационально его объясняют. С точки зрения вульгарной социологии и органики. Мне это неблизко, п.ч. всякая бинарная оппозиция неумолимо стремится к изоморфности, так что разница между империей зла и империей добра заметна внутренним обывателям только по качеству колбасы и длине тюремных сроков.Но отнюдь не чужакам.. Если разбирать феномен хуцпы по косточкам, то все выходит интересно и неожиданно. Что важнее всего в нем? Отнюдь не дерзость или наглость, на чем делают акцент сторонние наблюдатели,- это просто феноменология,- а мощный и постоянный энергетический потенциал. Энергию производит двигатель. А внутри каждого подобного двигателя лежит конфликт, два электрода, плюс и минус, вольтова дуга…
В истории еврейства было два периода, когда эта энергия буквально рвалась наружу. Первый – это поздняя античность, когда евреи, сохраняя свою идентичность или отказываясь от нее внешне, безумно хотели быть греками или римлянами. Как все. Дело доходило до того, что еврейские атлеты делали себе эписпазм. Восстанавливали оперативным путем крайнюю плоть, чтобы выглядеть, как греки. Но их отличия от эллинов отнюдь не сводились к внешнему виду пениса. Греческие боги имели прекрасные тела, еврейский Бог не имел тела. У греков была Эллада и многочисленные колонии Великой Греции, у евреев виртуальная «земля обетованная», достижимая лишь одновременно с концом истории. И наконец, собственное тело их было согласно всем канонам классической красоты безвозвратно изувечено.
Как правило, процесс интериоризации, формирующий как индивидуальную человеческую личность так и культурные модели целых народов перемалывает, чуть поперхнувшись на особо твердых кусках, разные ценностные системы в гомогенную кашицу. Но с эллинистическими евреями этого не произошло. Слишком жесткими и непримиримыми оказались ингредиенты, слишком большое и высокое идейное их наполнение. Этой энергии хватило на то, чтобы попытаться переделать весь мир по своему образцу. И потерпеть сокрушительное поражение. Любопытно, что самый общеизвестный пример такого столкновения «родного и вселенского» буквально использует терминологию короткого замыкания. Речь идет об известном случае на пути в Дамаск, превратившем правоверного националиста Савла в гражданина мира Павла.
Между первым и вторым периодами энергетических бурь конечно были фигуры вроде Саббатая Цеви, принца Давида Реубени, Франка или еврея Зюсса, но они относились скорее к области казуистики, подтверждающей правило, как и удивительный феномен марранов
Вторая эпоха, когда внезапно, как будто очнувшись от многовековой спячки, множество евреев вдруг захотели стать немцами, британцами или французами, берет свое начало приблизительно с первой половины 19-го века, хотя уже до этого ее провозвестников можно было видеть в берлинских салонах конца 18-го века (Моисей Мендельсон).
Кощунственное сравнение, но и она имеет своего Павла, родвшегося в Трире в 1818-м году, женившегося на немецкой аристократке и также перевернувшего мир – но в другую сторону – как и его знаменитый предшественник.
И, заменив идею Бога всемирным прогрессом, в основных чертах конфликт и притяжение еврейства с окружающим миром сохранили те же телесные измерения. И выражения. В противовес идее национального государства, начавшего менять имперские парадигмы на большинстве территорий Европы, или «земшарная республика советов» или идея собственного национального очага в далекой перспективе, почти приближающейся к концу истории. Даже восстановление крайней плоти нашло свое зеркальное отражение в наше время. Мало кто знает, что современная косметическая хирургия родилась в Америке не из стремления улучшить эротическую привлекательность, а из желания избавиться от еврейского носа. Во всяком случае, Жак Йозеф именно так рекламировал свой метод ринопластики, а пресса писала о «женском обрезании» применительно именно к этой части тела.
Миллионы удивительных человеческих судеб, головокружительные повороты карьер – от великих ученых и поэтов до фантастических пройдох, авантюристов и революционеров., мошенников и аферистов. Тут следует понимать, что дело не столько в сознательных интенциях сколько в среде, которая формировала те или иные внутренние порывы, сообразуясь с обстоятельствами места и времени, так что ниспровергатель государственного устройства и убийца Рутенберг, оказываясь в других условиях, начинал строить новое отечество и умирал вполне респектабельным отцом нации. А потомок шарахавшихся всякого изображения талмудистов менял лапсердак и ермолку на «розы в кабине роллс-ройса и масло парижских картин»
И, как и в первом случае, мощный энергетический порыв, вызванный столкновением разных ценностных систем, закончился в целом вселенским поражением, если брать за точку отсчета универсальные идеи переустройства всего мира и социальную революцию. Но с другой стороны, впервые за обозримый период истории евреи обрели собственное национальное тело. Стали, по выражению Макса Нордау, «мускулистыми». Но какой ценой!
Следует отметить, что энергетические процессы бессознательны и, большей частью, инерционны, работая в течение нескольких поколений, они сохраняют форму, но не содержание, меняя просвещение на революцию, революцию на коммерцию, а коммерцию на преступление. И вот это, наверное, имеет отношение к Березовскому. Все аналитики, откликнувшиеся на его смерть, полностью игнорировали содержание его идей и предпринимательства. Они фокусировали внимание исключительно на особенностях личности – «неуемный человек», «демиург», «динамо-машина» и т.д. Причем они же отмечали и поразительную непродуктивность последних проектов и инициатив. Такое впечатление, что локомотив, менявший министров и президентов, десять лет мчался просто по кругу, напрасно растрачивая силы и средства.
Мне приходилось два раза довольно близко наблюдать покойного, фиксируясь на его мимике, моторике, речи, скорости мышления, ассоциациях и проч., что позволяет сказать о возможности легкого циклотимического расстройства в форме гипомании или чего-то вроде этого. Но там, где постоянно присутствует гипоманиакальный фон, всегда есть и опасность настоящей депрессии, которая не замедлила воспоследовать после тяжелейшей психотравмирующей ситуации, связанной с проигрышем суда с Абрамовичем. Этот процесс, сыгравший роль своеобразного триггера, запустил на тот же путь другой состав, набиравший скорость встречным курсом - локомотив депрессии. Встреча между ними была неминуема, катастрофа неизбежна.
Конечно, нынешнее политкорректное время все акцентирует иначе, старается сгладить противоречия и бестактности, но реальность, как на низовом уровне, так и в разряженных высотах интеллектуальных абстракций вечно подсовывает нам эту интеллектуальную пару – Афины и Иерусалим, где спорят между собой Откровение и Умозрение, божественная красота и обрезанная плоть, земля и небо. А между ними, как белка в колесе, мечется несчастный человек, стремящийся угодить и тем и другим, своею кровью склеить всех столетий позвонки, а в результате оказывающийся в морге с выпотрошенными внутренностями и биркой, привязанной к большому пальцу правой ноги
Впрочем, как легко все переиграть и вспомнить Ницше, утверждавшего, что Европа не спорит с евреями, а сама представляет собой арену противоборства аполлонического и дионисийского начал. А евреи, воспользовавшись евангельскими метафорами, могут быть в этом сражении необходимыми для дальнейшего горения и солью земли и молодым вином и светильником на горе. (последнее за Ницше я придумал)
Но Россия давно сожрала своих аполлонов, запив самогоном, а Европа обуздав дионисическое буйство, подчинила его воле гомоэротических нарциссов, любующихся в зеркало на свое отражение, лишенное и мускулов и гениталий. И Израиль, за исключением горстки каких-нибудь каббалистов, помнящих три старинные клятвы, превратился в маршевую роту десантников с гипертрофией бицепсов, явным недостатком метафизики и стремительно уменьшающимся интеллектом.
И все они ждут прихода варваров

«Спустилась ночь, а варвары не прибыли.
А с государственных границ нам донесли,
что их и вовсе нет уже в природе.

И что же делать нам теперь без варваров?
Ведь это был бы хоть какой-то выход.»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments